Советы родителям, касающиеся воспитания,
послушания, уважения, требовательности, капризов и наказания детей.
Воспитание ребенка в семье:
» не выделять ребенка как
маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее,
чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе;
» не ставить ребенка в особое
положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических
наклонностей;
» уметь отказывать ребенку твердо
и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или
нарушает удобства старших;
» учить ребенка считаться с
интересами и желаниями старших, не нарушать их труда и отдыха;
» относиться к ребенку, как к
равноправному члену семейного коллектива, с уважением (выслушивать его мнение,
предоставлять ему возможность принимать участие в семейных советах и т. п.);
» закрепить за ребенком
постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать
его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения
(«Спроси, как чувствует себя больной, не надо ли ему что?», «Проводи бабушку до
лифта, открой ей дверь», «Играй тихо — взрослые отдыхают», «Эту половину съешь
сам, а эту оставь сестре» и т. п.);
» учить ребенка быть общительным,
доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками,
лакомствами с другими детьми и старшими;
» присмотреться к своему ребенку
— обладает ли он качествами общественности (может ли по собственному побуждению
уступить удобное место кому-либо из взрослых; умеет ли проявлять заботу о
старших членах семьи без вашего напоминания, разделять общесемейные радости и
огорчения и, др.).
Послушание и дисциплинированность
» все взрослые члены семьи
ответственны за воспитание ребенка;
» не злоупотреблять запрещениями;
запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и
они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя;
» быть последовательными в своих
распоряжениях: дав наказание, не отменять его;
» не злоупотреблять нотациями и
нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их;
» если ребенок не выполнил
распоряжения, прежде выяснить причину (не понял вас, не слышал, потому что
заигрался, или уклонился от повиновения преднамеренно). Выяснение причины
поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку;
» добиваться от ребенка
осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской
власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас
нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится;
» контролируя выполнение ребенком
распоряжений взрослых, надо быть тактичными;
» грубое слово, насмешка ранит
ребенка, вызывает сопротивление указанию старших. Хороший воспитатель никогда
не дает ука-1аний раздраженным или повышенным тоном, но добивается послушания.
Воспитание у детей уважения к
взрослым
» приказать ребенку уважать себя
невозможно; уважение завоевывается всем образом жизни, отношением к людям, к
труду, общественным положением;
» не разрешать дошкольнику по
отношению к взрослым панибратства, грубости;
» рассказывать ребенку о работе
близких, их общественных делах; если у членов семьи имеются награды,
рассказать, за что они получены;
» предоставлять возможность
ребенку проявлять заботу о старших, упражнять,в добрых поступках.
Уважения ребенка
» ребенок обладает большой
внушаемостью. Если он чувствует, что ему доверяют, считают его хорошим, он
постарается оправдать это мнение (ребенок дает то, что с него спрашивают);
» насмешка, грубое слово ранят
душу ребенка, попирают его достоинство;
» обращаться с ребенком так же,
как с взрослым, но с «поправкой» на детство;
» дети, у которых развито чувство
собственного достоинства, хорошо реагируют на родительское слово, они более
податливы педагогическим воздействиям.
Требовательность к детям
» соблюдать последовательность в
требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в
справедливости и обоснованности своих требований; не отменять решений, это
допустимо лишь в исключительных случаях;
» правила, предъявляемые к
ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи: если ребенок видит, что
родителям можно, а ему нельзя, невозможно добиться желаемых результатов в
воспитании;
» в выборе способов воздействия
на ребенка всегда начинать с мягких мер, и только в исключительных случаях
прибегать к более сильным раздражителям.
Детские капризы
» четкий режим и содержательная
жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых
привычек, предотвращающих возникновение капризов;
» маленького ребенка легко
отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов;
» не говорить при ребенке, что он
капризен;
» не обещать детям того, что не
может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок
либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за
это получит вознаграждение;
» не забывать о единстве
требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов
семьи, должно “поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты
то у бабушки, то у, мамы или папы;
» детские капризы — результат
неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных
детей.
Наказания ребенка
» не забывать, что наказание —
мера воспитательная, но не карательная;
» наказание тогда достигает цели,
когда помогает ребенку исправиться-, вызывает раскаяние, осуждение собственного
поведения;
» прежде чем наказывать, надо
попытаться выяснить причину детского проступка;
» не забывать об индивидуальных
особенностях, часто обусловливающих поступки и «срывы» в поведении (отсутствие
жизненного опыта, незнание и неумение оценивать правильно отрицательные и
положительные поступки, эмоциональность, импульсивность действий, отсутствие
самоконтроля, низкая самокритичность собственных поступков, большая
подражательность и внушаемость, неумение проникнуть в смысл требований
взрослых, стремление к самостоятельности, детская любознательность).
Комментариев нет:
Отправить комментарий