воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Кризисы взросления младшего школьника.
Уважаемые родители! Этот учебный год для наших детей -важная ступень в их школьной жизни. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой сто­роны, - страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не за­бываем им напомнить об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой (если ребенок переходит в другое учебное заведение).
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться», и т. п. В чем же причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, быть может, на него кто-то оказывает дурное влияние?
А, может, виноваты сами родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психологи вы­деляют шесть:
Все эти кризисные периоды характеризуются изменениями в от­ношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в фи­зическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность (та, что играет наибольшую роль в жизни ребенка). Нельзя миновать эти кризисы, т. к. без них невозможно дальнейшее развитие лично­сти. Известный русский психолог Д.Б. Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.
Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще более сильному сопро­тивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребенок уйдет в себя, замкнется.
Каковы же причины подросткового кризиса, в который всту­пают наши дети? Если в младшем школьном возрасте ребенок ори­ентировался на оценку взрослых (учителя, родителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ве­дущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-2 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки - это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рас­сматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить. От­ношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрос­лых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.
У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отноше­ния между людьми. Учебная деятельность отходит в их сознании на задний план, поэтому возникают проблемы в учебе. Мнение учителей перестает быть значимым для них.
Еще одно изменение в их мировосприятии - это открытие ко­нечности своего существования, осознание неизбежности смерти. Это открытие они переносят чрезвычайно болезненно. Вопросы на эту тему взрослым нужно не игнорировать, а постараться помочь преодолеть стресс и принять это открытие.
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, фи­зиологические изменения в его организме, изменение потребно­стей: социальных, материальных, духовных.
Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические осо­бенности развития младших подростков. Во многом они определя­ются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселе­рации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, тре­бующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также ува­жительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Под­ростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...
...между ощущением себя взрослым и реальным положе­нием ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчи­ки могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обра­щаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанно­стях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.
...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги по­стоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразное. Взаимоотноше­ния со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с ро­дителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является де­виз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная от­кровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей ранне­го подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Это не­обходимо учитывать как родителям, так и педагогам. Для самоутвер­ждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллекту­альных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спо­койно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособ­ность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спор­тивными достижениями. Они отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей. Авторитет спортсменов поддерживается мнением одноклассников и учителей о том, что они представляют и защищают честь коллектива. Статус «сильных» можно считать вполне благополучным. Но здесь есть и не­сколько подводных камней, о которые может разбиться это благопо­лучие. Сильное увлечение «мужественными» видами спорта (бокс, борьба, штанга, хоккей, дзюдо и пр.) может отрицательно сказаться на неокрепшем растущем организме детей.
Еще одна опасность заключается в том, что некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников. Наконец, сильное одностороннее увлече­ние спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказаться на учебе. Поэтому родителям необходимо вести наблюдение за психологическим здоровьем ребенка, корректи­ровать его поведение в случае нежелательных изменений в развитии личности.
«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной дея­тельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы ребенок не создавал видимость деятельности, .1 действительно приносил пользу коллективу.
«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по мути развития каких-то творческих способностей. Это-мастера-«золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, дискотек, члены технических кружков, школьных ансамблей, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе, к ним доброжелатель­ны педагоги. Одна из наиболее благополучных групп подростков.
«Увлеченные» -дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным течениям и ритмам и т. п.). Однако следует учитывать, что сильные увлечения могут настолько охватить школьника, что возникает угроза превращения их в своеобразную ведущую идею, подчиняющую все интересы и помыслы.
«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верны­ми товарищеским обязательствам, неписаному «кодексу чести». Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они пользуются симпатиями не только сверстников, но и педагогов, так как доброжелательны, уступчивы, дисциплинированны.
Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль класс­ного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Не каждому че­ловеку он дан. Именно остроумные ребята всегда высоко котируются и своем ближайшем окружении. Однако это нежелательный путь са­моутверждения, который может создать ощущение какого-то успеха, но лишь временное, иллюзорное. После него обязательно наступает отрезвление. И все-таки даже в этом стремлении хорошо видно хоть какое-то позитивное начало. Цель благородна -добиться признания, уважения окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких школьников. Вина здесь - учительская, родительская. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, которое удовлетворяло бы его потребности в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.
Можно выделить наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков.
Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе -там, где он приобрел бы душевное равновесие. Ребенок тянется к старшим по возрасту знакомым ребятам, ищет поддержки в дворовом! коллективе сомнительной репутации. Там его, конечно, выслушают,] «поймут» и примут. Но не обязательно это криминальная компания,] Бывает, ребенок «находит себя» в спортивной секции, музыкальной! или художественной школе, кружке, студии. Это неплохой вариант, 1 если в классе отношения по каким-то причинам не складываются.
Еще один выход для ребенка - это мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в воображаемый мир. Нахождение нужного выхода возможно после мысленного, вообра­жаемого проигрывания всех выходов из ситуации.
Есть такая категория школьников - фантазеры. Они придумывают о себе и своей семье разные небылицы, вызывая ироничные улыб­ки сверстников, учителей. Их ложь вовсе не имеет корыстных целей: они не стремятся скрыть правду, избежать наказания. Эти фантазеры не обманщики, как часто считают окружающие. Они сами неволь­но верят в то, о чем говорят, удивляются недоверию окружающих, переживают и... снова выдумывают. Не стоит их «разоблачать». Со j временем это состояние пройдет. Дети выдумывают потому, что им неуютно в детском коллективе, среди родных и близких. Они ничем не могли доказать свои достоинства, проявить свои способности, у них не складывается ситуация успеха. Что же делать, как не вооб­ражать ее? Просто им ничего не остается, как создавать свой собст­венный мир, если окружающий не принял их.
Знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте позволит педагогам и родителям правильно оценить при­чины отклонений в их поведении.
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчи­ки и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот про­цесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия. Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы об­разцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков поло­жение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их ле­чит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой муж­чина - дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции, учитель.
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
Нужная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; преду­преждение отклонений в поведении и нравственном развитии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий