Почерк
Проблема с почерком - довольно распространенная в
начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша.
Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма
испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в
момент старта.
Если возникают трудности...
Навыки письма вообще формируются позже умения читать
или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая
моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что
делать в этом случае?
- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и
заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти
упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса
в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.
- Заведите специальную тетрадь для упражнений, по
которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его
просто писать как можно больше.
- Подбирайте интересные и забавные задания,
развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить
карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести
какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней
стороны или с наружной.
- Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
- Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
- Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание
конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle
("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких
предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание
бусинок, перебирание крупы.
- Многие из женских занятий очень полезны и для
мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком,
чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять
толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание
гвоздей, выпиливание, выжигание.
Особые
случаи
Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным
развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут
подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.
Если, несмотря на все усилия - ваши и ребенка, не
удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться
за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если
речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более
существенных проблемах.
Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.
Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.
Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не
обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация
движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не
будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как
уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной
школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты
посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и
специальные прописи для левшей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий